Добавлен драйвер winewayland.drv, позволяющий использовать Wine в окружениях на базе протокола Wayland без применения XWayland и компонентов X11. Разработка нацелена на обеспечение работы чистого Wayland-окружения c поддержкой запуска Windows-приложений, не требующего установки пакетов, связанных с X11, что позволяет добиться более высокой производительности и отзывчивости игр за счёт исключения лишних прослоек. Использование чистого окружения Wayland для Wine также позволяет избавиться от проблем с безопасностью, свойственных X11 (например, не заслуживающие доверия игры для X11 могут шпионить за другими приложениями так как протокол X11 позволяет получить доступ ко всем событиям ввода и осуществить подстановку фиктивных нажатий клавиш).
Драйвер отмечен как экспериментальный и находящийся в разработке, но, тем не менее, в нём уже имеется поддержка многих возможностей, таких как управление окнами, работа с несколькими мониторами, поддержка масштабирования вывода на экранах с высокой плотностью пикселей (high-DPI), работа с относительными координатами при отслеживании движения мыши и поддержка графического API Vulkan. По умолчанию драйвер не активен и для его включения следует добавить "wayland" в параметр реестра "HKCU\Software\Wine\Drivers" и убедиться в отсутствии выставления переменной окружения DISPLAY:
wine reg.exe add HKCU\\Software\\Wine\\Drivers /v Graphics /d x11,wayland
Осуществлён перевод всех модулей на интерфейс системных вызовов NT, вместо осуществления прямых вызовов между уровнями PE и Unix, что ознаменовало завершение многолетней работы по переводу всех DLL-библиотек на использование формата исполняемых файлов PE (Portable Executable).
Продолжено развитие прослойки WoW64 (64-bit Windows-on-Windows), позволяющей выполнять 32-разрядные Windows-приложения в 64-разрядных Unix-системах. Во всех модулях, обращающихся к Unix-библиотекам, задействованы преобразователи системных вызовов WoW64 (thunk), позволяющие 32-разрядным модулям в формате PE обращаться к 64-разрядным Unix-библиотекам.
Усовершенствован новый режим запуска WoW64, в котором 32-разрядный код выполняется внутри 64-разрядного процесса (в старом режиме WoW64 32-разрядные приложения запускались в 32-разрядных Unix-процессах). Добавлена поддержка применения нового режима WoW64 на платформе macOS. Так как в новом режиме WoW64 отмечаются отдельные недоработки, такие как отсутствие поддержки 16-разрядного режима, снижения производительности OpenGL и отсутствия поддержки расширения ARB_buffer_storage, он пока не включён по умолчанию и требует сборки с опцией "--enable-archs=i386,x86_64" в скрипте configure.
Добавлена возможность выполнения существующих исполняемых файлов Windows на системах с архитектурой ARM64. Реализована возможность сборки Wine для ABI ARM64EC (ARM64 Emulation Compatible) и поддержка загрузки модулей ARM64EC, применяемых для упрощения портирования на системы ARM64 приложений, изначально написанных для архитектуры x86_64, через предоставление возможности выполнения в окружении ARM64 отдельных модулей с кодом x86_64 при помощи эмулятора. Добавлена поддержка формата PE-файлов ARM64X, который позволяет загружать один исполняемый файл в процессах x64/Arm64EC и ARM64. Реализован интерфейс для эмуляции 32-разрядных систем x86, но библиотека с эмулятором пока не включена в основной состав Wine (для запуска x86-кода в окружении ARM64 можно использовать внешний эмулятор FEX).
Графическая подсистема
Драйвер PostScript переработан для поддержки spool-файлов в формате Windows, в которых хранятся данные о заданиях, выводимых на печать. Исключены прямые обращения к драйверу из Unix-окружения.
В темы оформления WinRT добавлена поддержка тёмного режима. В WineCfg добавлена настройка для включения тёмного оформления интерфейса.
В драйвер для графического API Vulkan добавлена поддержка спецификации Vulkan 1.3.272 (в Wine 8.0 поддерживался 1.3.237).
Проведена оптимизация функций библиотеки GdiPlus, позволившая увеличить производительность работы с графикой.
Direct3D
Обеспечена приостановка разбора многопоточного потока команд в условиях отсутствия обрабатываемых команд отрисовки, что позволяет снизить потребление энергии до уровня однопоточной обработки при выполнении программ, не занимающих всю полосу пропускания потока команд.
В Direct3D 10 реализована поддержка дополнительных эффектов.
Внесены оптимизации производительности в код WineD3D и бэкенд, использующий графический API Vulkan.
В коде отрисовки на базе API Vulkan добавлена проверка возможностей, поддерживаемых устройством, и вывод приложению сведений о доступном уровне функциональности Direct3D.
Реализованы функции D3DXFillTextureTX и D3DXFillCubeTextureTX.
В классический бэкенд шейдеров OpenGL ARB добавлена поддержка определения теней при помощи расширения ARB_fragment_program_shadow.
В D3DXLoadMeshHierarchyFromX и похожие функции добавлена поддержка загрузки пользовательских данных при помощи интерфейса ID3DXLoadUserData.
Звук и видео
Предложена начальная реализация API DirectMusic. Добавлена поддержка коллекций, инструментов и образцов звуков в формате SoundFont. Добавлена поддержка эффекта Доплера. Реализованы тесты для проверки корректности реализации при работе секвенсора dmime и MIDI-синтезатора dmsynth.
Для использования в API DirectMusic встроена библиотека FluidSynth.
Реализована поддержка загрузки звуковых шрифтов (SoundFont - форматы для синтеза на основе сэмплов, используемые для воспроизведения MIDI-файлов) в форматах DLS1 и DLS2, а также в формате SF2, применяемом в Linux.
Добавлена возможность воспроизведения MIDI-контента при помощи библиотеки dmsynth, используя программный синтезатор FluidSynth и API DirectSound для вывода звука.
Добавлен декодировщик для видео в формате видеокодека Indeo IV50.
DirectShow
Реализован компонент DMO (DirectX Media Object) с декодировщиком формата WMV (Windows Media Video).
Добавлен фильтр захвата звука (DirectShow Audio Capture Filter).
В фильтр разделения потоков MPEG‑1 (DirectShow MPEG‑1 Stream Splitter) в дополнение к звуковым потокам добавлена поддержка потоков с видео и служебных потоков.
Реализован фильтр для декодирования видео в формате MPEG‑1 (DirectShow MPEG‑1 Video Decoder).
Устройства ввода
В DirectInput реализована поддержка маппинга действий (action maps), позволяющих привязать кнопки на игровом контроллере к определённым действиям в играх.
Интеграция с рабочим столом
Обеспечено экспортирование в основное пользовательское окружение привязок, позволяющих вызывать запускаемые под управлением Wine приложения в качестве обработчиков протоколов при открытии URL (например, запуск spotify.exe при открытии ссылок вида "spotify:user:spotify

laylist:848218482355482821" ).
Реализовано извлечение данных EDID (Extended Display Identification Data) с информацией о параметрах подключённого монитора, таких как название и модель устройства.
Предоставлена возможность закрытия окна рабочего стола, развёрнутого в полноэкранном режиме, используя кнопку "Exit desktop" в меню "Start".
Интернационализация
Расширена поддержка IME (Input Method Editors). Проведена работа по обеспечению совместимости с родными для Windows реализациями IME и улучшению интеграции с Linux IME.
Обеспечена генерация БД локалей в формате locale.nls из БД Unicode CLDR (Unicode Common Locale Data Repository) версии 44. Добавлена поддержка дополнительных локалей bew-ID, blo-BJ, csw-CA, ie-EE, mic-CA, prg-PL, skr-PK, tyv-RU, vmw-MZ, xnr-IN и za-CN.
Выполнен перевод интерфейса на грузинский язык. Обеспечены полные переводы для 16 языков, а частичные для 31 языка.
Таблицы символов Unicode обновлены до версии стандарта 15.1.0. Обновлена база часовых поясов.
Ядро (интерфейсы ядра Windows)
В качестве выдаваемой версии Windows по умолчанию определена Windows 10.
Для исполняемых файлов в формате PE реализована поддержка рандомизации адресного пространства (ASLR), но адреса загрузки кода в память пока полностью не рандомизированы.
Реализована поддержка слабо фрагментированной кучи (LFH, Low Fragmentation Heap), позволяющей повысить производительность операций выделения памяти.
В механизм выделения виртуальной памяти добавлена поддержка резервирования памяти (placeholder), позволяющая приложению зарезервировать определённую область виртуальной памяти для использования в будущем.
64-разрядные загрузчики (loader и preloader) исполняемых файлов и библиотек собраны в формате PIE (Position-Independent Executables) для высвобождения части 32-разрядного адресного пространства.
Обеспечена корректная раскрутка стека (stack unwinding) для системных вызовов NT и пользовательских callback-вызовов.
Сетевые возможности
В движке MSHTML реализована поддержка механизма сборки мусора "Cycle Collection".
В MSHTML добавлена поддержка синхронного режима обработки запросов XMLHttpRequest.
В jscript.dll добавлена поддержка объекта WeakMap для работы с коллекцией пар ключ/значение, в которых ключ является объектом, к которому может быть прикреплено произвольное значение. Реализованы методы WeakMap.get(), WeakMap.delete(), WeakMap.clear() и WeakMap.has().
Браузерный движок Gecko обновлён до версии 2.47.4.
Реализована поддержка уведомлений об изменении состояния сетевого интерфейса.
Криптография и безопасность
В библиотеке Winscard.dll добавлена поддержка смарткарт, реализованная через системную библиотеку PCSClite.
В BCrypt добавлена поддержка протокола обмена ключами Диффи-Хеллмана.
Реализован пакет Negotiate, предоставляющий прослойку для использования интерфейса SSPI (Security Support Provider Interface) для обращения к провайдерам SSP (Security Support Provider).
Встроенные приложения
В отладчике Wine Debugger (winedbg) для дизассемблирования машинных инструкций X86 задействована библиотека Zydis.
В интерфейс WineCfg добавлена возможность выставления на 64-разрядных платформах старых версий Windows (до XP), что позволяет запускать устаревшие приложения, используя режим WoW64.
Во всех встроенных графических приложениях реализован вывод информации об ошибках в отдельном диалоге, вместо их отображения в консоли.
В программе systeminfo обеспечен показ сведений из БД WMI (Windows Management Instrumentation).
Добавлено приложение klist для отображения тикетов Kerberos.
В приложении taskkill реализована возможность принудительного завершения дочерних процессов.
В утилиту start добавлен параметр "/machine" для выбора архитектуры, используемой при запуске гибридных исполняемых файлов, поддерживающих x86 и ARM.
Реализована большая часть функциональности программы tasklist.
Добавлена базовая реализация приложения findstr.
Инструменты для разработки
В утилите WineDump реализована возможность вывода содержимого файлов реестра Windows в формате REGF, а также показа данных для всех архитектур (x86/ARM64), включённых в гибридных PE-файлах.
В компиляторе IDL добавлена поддержка атрибутов "composable", "default_overload", "deprecated" и "protected".
Удалена библиотека libwine.so, которая была объявлена устаревшей в выпуске Wine 6.0 и давно не используется в Wine. Программы в формате ELF, собранные в старых версиях Wine (5.0 и старше) с libwine.so, для выполнения в Wine 9.0 требуют пересборки.
Встроенные библиотеки и внешние зависимости
В состав интегрированы библиотеки FluidSynth 2.3.3, Musl 1.2.3 (только математические функции) и Zydis 4.0.0.
Обновлены до новых версий компоненты Vkd3d 1.10, Faudio 23.12, OpenLDAP 2.5.16, LCMS2 2.15, LibMPG123 1.32.2, LibPng 1.6.40, LibTiff 4.6.0, LibXml2 2.11.5, LibXslt 1.1.38 и Zlib 1.3. Движок Wine Mono с реализацией платформы .NET обновлён до выпуска 8.1.0.
В драйвере winewayland.drv в качестве внешних зависимостей задействована клиентская библиотека Wayland, а также библиотеки xkbcommon и xkbregistry.
Для поддержки смарткарт задействована внешняя библиотека PCSClite (в macOS - PCSC).
Для сборки PE-файлов на платформах, отличных от i386, теперь требуется наличие кросс-компилятора с поддержкой директив ".seh" для обработки исключений.